О Тургеньевской девушке. О девушке. И женских типажах.
ДЕВУШКА
Для начала мне стало интересно посмотреть словарное определение самого слова «девушка», разницу между девушкой и женщиной в словаре и в реальном восприятии.
Девушка
-Обращение к женщине юного возраста (Же́нщина — самка человека, один из двух полов, образующих род людей (человек другого пола — мужчина))!!
-Женщина, еще ни разу не вступавшая в брак (устар. деви́ца).
«Где для современной женщины проходит граница между «уже взрослая» и «еще не взрослая»? Проще всего было бы договориться: мы считаем взрослой девушку, которой исполнилось восемнадцать лет. Или двадцать. Или двадцать пять. Примерно так поступает законодательство, которое четко расписывает: когда можно получать паспорт, когда можно выходить замуж, когда можно покупать коньяк в магазине.
Но нормы на бумаге и нормы в головах часто различаются. Когда у респондентов спрашивали, с какого возраста девушку можно считать взрослой, ответы разбегались от «в 14 лет» до «в 30 лет», причем многие вообще отказывались отвечать.»
ТУРГЕНЬЕВСКАЯ ДЕВУШКА
В современном обществе это выражение « употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной, неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой; мгновенно краснеющей и смущающейся». Что интересно, смысл в нынешнем понимании является смесью Тургеньевской и кисейной девушек, что можно четко проследить по описаниям женских героинь представленных здесь - ru.wikipedia.org/wiki/Тургеневская_девушка
Очень меня порадовала заумная психологическая статья Сергея Зимовца «Тургеневская девушка: генеалогия аффекта» Которая может привести в экстаз какого- нибудь логика с математическим складом мышления и повергнуть в ужас творческую девушку. Я отношусь ко вторым, так что статью я не усвоила, но вот некоторые цитаты которые меня очень позабавили. Читать как стихи.
«Тем самым ТуДе неизбежно содержит в своей символической позиции дыру реального, вследствие чего квази-вагинальный зов ТуДе оказывается основанием неизбежной кастрации мужского. В режимах чувственности тургеневской девушки нулевая степень аффекта обретает форму surplus-аффекта или дискурса преследующей (не гонимой, а гонящей) речи, что является решающим превентивным условием кастрации мужского. Здесь мы всегда оказываемся перед альтернативой: или исчезает желание, или исчезает объект. Тургеневская девушка выбирает второе — исчезновение объекта, т.е. она преследует саму себя ценой девальвации мужского. Или, говоря психоаналитически, редуцирует объект к пустому месту в своем бессознательном. К тому (туда), где должен находиться фаллос, но есть лишь пробел.»
«Сексуальность тургеневской девушки освящена танатальным эротизмом и всегда “другому отдана”, как в символдраме — склоняясь к синему и голубому (одухотворенному, идейному, холодному, т.е. фаллическому), все же отдаются красному (революционному, агрессивному, чувственному, горячему, т.е. в нашем случае “х...ическому”). Может быть, ТуДе мечтает о красном коне-фаллосе, мчащемся в голубом небе. Но её гелиоцентрический мир в результате всегда оказывается х...ецентрическим.»
Ссылка
на статью. www.ruthenia.ru/logos/number/1999_02/1999_2_05....
АССОЛЬ
Социотип Ассоль, Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ). Она же Есенка.
«Она знала жизнь в пределах,
поставленных ее опыту,
но сверх общих явлений видела
отраженный смысл иного порядка.»
Думаю что в категорию тургеньевкой девушки можно смело отнести героиню из повести «Алые паруса» Грина. Более того, для тех, кто знаком с соционикой это не будет удивительным. В соционическом типировании есть подтип – Есенин, и также можно найти женское его описание, несколько отличающееся от описания Есенина, которое на мой взгляд и правда не очень подходит девушке. Этот социотип несет прекрасное имя – Ассоль или Есенка.
«Женщина этого типа - воплощение общепринятых представлений о женственности. Она загадочная, неуловимая, переменчивая, эмоциональная, смешливая, пленительная. И еще она кажется столь трогательной, хрупкой и беззащитной, что любой мужчина тут же разворачивает плечи и сразу ощущает в себе непреодолимое желание ее защитить.»
«Если сложилось впечатление, что ЕСЕНКУ можно взять прямо-таки голыми руками, то, на самом деле, все обстоит не совсем так. Перед вами вовсе не беззащитное существо, и она вполне умеет постоять за себя и добиться своего. ЕСЕНКА использует эмоции как тончайший инструмент для манипуляций окружающими (что часто делает без всякого зазрения совести). Пока ей все нравится, она может ластиться к вам как котенок, но если что-то не по ней, начнет распаляться, угрожать, шантажировать, обещать "развод" и конец отношений, если вы не согласитесь сделать то, что ей хочется.»
«Уговорить Есенинку на близость вне брака у вас не всегда хватит сил и времени. Лиричка — это мечта романтически настроенных медлительных мужчин, любителей долгой осады крепостей. (На самом деле, ее достаточно с грубоватой уверенностью взять за руку и повести куда нужно).»
Более подробные описания этого социотипа www.socionika.info/tip/iei_w.html
www.terra-socionika.ru/desc08f.shtml
----------------------------------------
НЕКРАСОВСКАЯ ЖЕНЩИНА
В современной языковой ситуации используется для обозначения сильной, здоровой, (исключительно русской), женщины с богатырским характером и, подчас телосложением, обычно действующей без какого-либо мужчины-помощника.
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна! (...)
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Думаю что она же - «Железная леди» — прозвище, которое используется в отношении женщин, занимающих высокие руководящие посты как в бизнесе, так и на государственной службе, характеризующихся непреклонным характером, жестким стилем руководства, не желающих идти на компромисс.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вероятно, стоит упомянуть еще два типа женщин, являющихся противоположностью друг другу как и два предыдущих
СИНИЙ ЧУЛОК
— уничижительное обозначение женщины, внешний вид, личные качества, поведение, деятельность, интересы и/или образ жизни которой (либо их проявление в обществе[1]) в значительной степени не соответствуют фемининному стереотипу о них в её окружении — как правило, считаясь подобающими или положительными для мужчин и неподобающими либо ненормальными для женщин
Немого об истории термина ru.wikipedia.org/wiki/Синий_чулок
ladydiary.ru/otnosheniya/devushki-nelyogkogo-po...
и РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА
— распространённый в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя.
«Внешне роковые женщины, как правило, красивы, сексуальны у них очень сильная энергетика. Многие связывают образ женщины «вамп» с роковой женщиной, но совсем не обязательно, что похитительница чужих мужей будет выглядеть ярко и вызывающе. Немало роковых женщин с нежной ангельской красотой, которые с первого взгляда внушают доверие и не возникает даже мысли о том, что такая женщина может разрушить семью или обобрать до нитки мужчину.»
ru.wikipedia.org/wiki/Роковая_женщина
ДЕВУШКА
Для начала мне стало интересно посмотреть словарное определение самого слова «девушка», разницу между девушкой и женщиной в словаре и в реальном восприятии.
Девушка
-Обращение к женщине юного возраста (Же́нщина — самка человека, один из двух полов, образующих род людей (человек другого пола — мужчина))!!
-Женщина, еще ни разу не вступавшая в брак (устар. деви́ца).
«Где для современной женщины проходит граница между «уже взрослая» и «еще не взрослая»? Проще всего было бы договориться: мы считаем взрослой девушку, которой исполнилось восемнадцать лет. Или двадцать. Или двадцать пять. Примерно так поступает законодательство, которое четко расписывает: когда можно получать паспорт, когда можно выходить замуж, когда можно покупать коньяк в магазине.
Но нормы на бумаге и нормы в головах часто различаются. Когда у респондентов спрашивали, с какого возраста девушку можно считать взрослой, ответы разбегались от «в 14 лет» до «в 30 лет», причем многие вообще отказывались отвечать.»
ТУРГЕНЬЕВСКАЯ ДЕВУШКА
В современном обществе это выражение « употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной, неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой; мгновенно краснеющей и смущающейся». Что интересно, смысл в нынешнем понимании является смесью Тургеньевской и кисейной девушек, что можно четко проследить по описаниям женских героинь представленных здесь - ru.wikipedia.org/wiki/Тургеневская_девушка
Очень меня порадовала заумная психологическая статья Сергея Зимовца «Тургеневская девушка: генеалогия аффекта» Которая может привести в экстаз какого- нибудь логика с математическим складом мышления и повергнуть в ужас творческую девушку. Я отношусь ко вторым, так что статью я не усвоила, но вот некоторые цитаты которые меня очень позабавили. Читать как стихи.
«Тем самым ТуДе неизбежно содержит в своей символической позиции дыру реального, вследствие чего квази-вагинальный зов ТуДе оказывается основанием неизбежной кастрации мужского. В режимах чувственности тургеневской девушки нулевая степень аффекта обретает форму surplus-аффекта или дискурса преследующей (не гонимой, а гонящей) речи, что является решающим превентивным условием кастрации мужского. Здесь мы всегда оказываемся перед альтернативой: или исчезает желание, или исчезает объект. Тургеневская девушка выбирает второе — исчезновение объекта, т.е. она преследует саму себя ценой девальвации мужского. Или, говоря психоаналитически, редуцирует объект к пустому месту в своем бессознательном. К тому (туда), где должен находиться фаллос, но есть лишь пробел.»
«Сексуальность тургеневской девушки освящена танатальным эротизмом и всегда “другому отдана”, как в символдраме — склоняясь к синему и голубому (одухотворенному, идейному, холодному, т.е. фаллическому), все же отдаются красному (революционному, агрессивному, чувственному, горячему, т.е. в нашем случае “х...ическому”). Может быть, ТуДе мечтает о красном коне-фаллосе, мчащемся в голубом небе. Но её гелиоцентрический мир в результате всегда оказывается х...ецентрическим.»
Ссылка
на статью. www.ruthenia.ru/logos/number/1999_02/1999_2_05....
АССОЛЬ
Социотип Ассоль, Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ). Она же Есенка.
«Она знала жизнь в пределах,
поставленных ее опыту,
но сверх общих явлений видела
отраженный смысл иного порядка.»
Думаю что в категорию тургеньевкой девушки можно смело отнести героиню из повести «Алые паруса» Грина. Более того, для тех, кто знаком с соционикой это не будет удивительным. В соционическом типировании есть подтип – Есенин, и также можно найти женское его описание, несколько отличающееся от описания Есенина, которое на мой взгляд и правда не очень подходит девушке. Этот социотип несет прекрасное имя – Ассоль или Есенка.
«Женщина этого типа - воплощение общепринятых представлений о женственности. Она загадочная, неуловимая, переменчивая, эмоциональная, смешливая, пленительная. И еще она кажется столь трогательной, хрупкой и беззащитной, что любой мужчина тут же разворачивает плечи и сразу ощущает в себе непреодолимое желание ее защитить.»
«Если сложилось впечатление, что ЕСЕНКУ можно взять прямо-таки голыми руками, то, на самом деле, все обстоит не совсем так. Перед вами вовсе не беззащитное существо, и она вполне умеет постоять за себя и добиться своего. ЕСЕНКА использует эмоции как тончайший инструмент для манипуляций окружающими (что часто делает без всякого зазрения совести). Пока ей все нравится, она может ластиться к вам как котенок, но если что-то не по ней, начнет распаляться, угрожать, шантажировать, обещать "развод" и конец отношений, если вы не согласитесь сделать то, что ей хочется.»
«Уговорить Есенинку на близость вне брака у вас не всегда хватит сил и времени. Лиричка — это мечта романтически настроенных медлительных мужчин, любителей долгой осады крепостей. (На самом деле, ее достаточно с грубоватой уверенностью взять за руку и повести куда нужно).»
Более подробные описания этого социотипа www.socionika.info/tip/iei_w.html
www.terra-socionika.ru/desc08f.shtml
----------------------------------------
НЕКРАСОВСКАЯ ЖЕНЩИНА
В современной языковой ситуации используется для обозначения сильной, здоровой, (исключительно русской), женщины с богатырским характером и, подчас телосложением, обычно действующей без какого-либо мужчины-помощника.
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна! (...)
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Думаю что она же - «Железная леди» — прозвище, которое используется в отношении женщин, занимающих высокие руководящие посты как в бизнесе, так и на государственной службе, характеризующихся непреклонным характером, жестким стилем руководства, не желающих идти на компромисс.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вероятно, стоит упомянуть еще два типа женщин, являющихся противоположностью друг другу как и два предыдущих
СИНИЙ ЧУЛОК
— уничижительное обозначение женщины, внешний вид, личные качества, поведение, деятельность, интересы и/или образ жизни которой (либо их проявление в обществе[1]) в значительной степени не соответствуют фемининному стереотипу о них в её окружении — как правило, считаясь подобающими или положительными для мужчин и неподобающими либо ненормальными для женщин
Немого об истории термина ru.wikipedia.org/wiki/Синий_чулок
ladydiary.ru/otnosheniya/devushki-nelyogkogo-po...
и РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА
— распространённый в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя.
«Внешне роковые женщины, как правило, красивы, сексуальны у них очень сильная энергетика. Многие связывают образ женщины «вамп» с роковой женщиной, но совсем не обязательно, что похитительница чужих мужей будет выглядеть ярко и вызывающе. Немало роковых женщин с нежной ангельской красотой, которые с первого взгляда внушают доверие и не возникает даже мысли о том, что такая женщина может разрушить семью или обобрать до нитки мужчину.»
ru.wikipedia.org/wiki/Роковая_женщина